Государственное учреждение образования 
     "Коптёвская средняя школа"

Голосование  

Обучение Вашего ребенка в классе с изучением какого предмета на повышенном или углубленном уровне для Вас актуально?
Математика
Информатика
Русский
Белорусский
География
Химия
Биология

 

 

 

 

Новости 

23/10/2014
В преддверии Съезда ОО «БРСМ», социально значимых событий в РБ 2015 года, с учетом планируемого объявления в стране Года молодежи, БРСМ инициировал проведение открытого диалога «Молодежь Беларуси: традиции и будущее». Материалы размещены в разделе «Воспитательная работа».
23/10/2014
В период с 20 по 25 октября 2014 года проводится областная осенняя антинаркотическая акция «Миссия – жить!». Материалы акции размещены в разделе «Воспитательная работа».
20/10/2014
С 1 по 31 октября проводится республиканская пожарно-профилактическая акция по предупреждению пожаров и гибели людей от них в жилищном фонде в осенне-зимний пожароопасный период. Целью данной акции является снижение количества пожаров происходящих по причине несоблюдения гражданами правил пожарной безопасности в жилых зданиях и сооружениях, повышение информированности населения о возможностях госу
20/10/2014
Поздравляем команду школы, занявшую I место в военно-спортивной игре «Орлёнок-2014» Гродненского района в рамках акции Белорусского республиканского союза молодёжи «Служу Беларуси!»
14/10/2014
С 6 октября стартовала республиканская акция МЧС «Молодёжь за безопасность», приуроченная к 13-летию образования Белорусской молодёжной общественной организации спасателей-пожарных. Мероприятия продлятся до 27 октября.

 

 

 

 

 

 

Информационная характеристика проекта

 

1.     Название проекта:

«Внедрение методики обучения виду спорта (баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, аэробика, атлетическая гимнастика, спортивно-оздоровительный туризм) с применением электронного дидактического средства на уроках физической культуры и здоровья и во внеклассной работе»

 

2.     Научное сопровождение проекта:

Храмов Виталий Владимирович, заведующий кафедрой спортивных дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент, Учреждение образования «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы», +375297831363, khramov@grsu.by

 

3.     Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности (полное название учреждения образования в соответствии с уставом):

1)      Государственное учреждение образования "Средняя   школа №3 г.Ошмяны"

2)      Государственное учреждение образования "Гимназия № 5  г. Гродно"

3)      Государственное учреждение образования "Берёзовская средняя   школа №3" Лидского района

4)      Государственное учреждение образования "Гимназия №1 г.Ивье"

5)      Государственное учреждение образования "Средняя   школа №2  г.Слонима"

6)      Государственное учреждение образования «Коптёвская средняя школа»

7)      Государственное учреждение образования «Учебно-педагогический комплекс ясли-сад-средняя школа агрогородка Одельск»

8)      Государственное учреждение образования "Средняя школа №31 г. Гродно"

9)      Государственное учреждение образования "Средняя школа №37 г. Гродно"

10) Государственное учреждение образования "Средняя школа №34 г. Гродно"

11) Государственное учреждение образования "Средняя школа №4 г. Волковыска"

12) Государственное учреждение образования "Гимназия № 2  г.Гродно"

13) Государственное учреждение образования "Гимназия № 10  г.Гродно".

 

4.     Адрес, телефон учреждения образования, разрабатывавшего проект

Гродненская область Гродненский район агрогородок Коптёвка ул.Победы, 58а. Тел. +375 0152 915 241

 

5.     Временные рамки реализации проекта: 2013-2016 года.

 

Обоснование целесообраности (актуальности) темы инновации.

Общеизвестно, что занятия туризмом способствуют всестороннему и гармоничному развитию человека, что подтверждает необходимость широкого распространения туризма и использования не только традиционных, но и новых форм его организации. Освоение теории и практики туризма школьниками несет в себе огромный социально-культурный потенциал и является, прежде всего, важным элементом не только физической, но и экологической, нравственной, эстетической и других сфер культуры.

В структуре физического воспитания учащихся, туризму отведена роль средства формирования жизненно важных умений и навыков. В соответствии с учебной программой дисциплины «Физическая культура» изучение туризма производится в рамках практических и теоретических занятий. Туризм как средство физкультурно-оздоровительной работы применяется в ходе проведения массовых мероприятий. В частности, в школе ежегодно проводятся туристские походы. Учащиеся нашей школы принимают активное участие в областных туристических слетах и походах.

Туризм – одна из важнейших направлений внеклассной работы в школе. Он обеспечивает решение многих педагогических задач, которые невозможно осуществлять при помощи других видов деятельности. Свойственные туризму значительные, но равномерно распределенные во времени физические нагрузки, особенно способствуют укреплению здоровья учащихся, как ничто другое, удовлетворяют стремление ребят к новизне, необычности, поискам, романтике, самопознанию и самосовершенствованию личности.

В нашей школе туристическая работа организована по следующим направлениям:

1. Туристско-массовая работа, которая включает организацию туристических слётов, соревнований;

2. Походная деятельность;

5. Учебно –тренировочная работа.

 Основой туристической работы школы, а также всего района, является  Спортивно-туристский клуб «НОРД», деятельность которого осуществляется согласно Уставу, утверждённому всеми заинтересованными структурами и Плану туристских мероприятий.

Деятельность клуба включает в себя следующие разделы:

·        Организация и проведение внутришкольных туристских мероприятий;

·        Организация и проведение районных туристских мероприятий учащейся молодёжи;

·        Подготовка судей  для организации туристских мероприятий;

·        Учебно-тренировочная работа;

·        Участие в районных и областных туристских мероприятиях учащейся молодёжи;

·        Организация и проведение районных туристских мероприятий сельской рабочей молодёжи;

·        Участие в районных и областных туристских мероприятиях сельской рабочей молодёжи;

·        Методическая работа.

Сущностью туристской работы, ее «главным звеном», тем зерном, без которого нет туризма, являются походы: ближние и дальние, однодневные и многодневные, степенные и категорийные, пешеходные и лыжные, водные и горные, велосипедные и конные, самодеятельные и плановые, комбинированные.

Положительный опыт организации и проведения туристских мероприятий спортивно-оздоровительной направленности в ГУО «Коптёвская средняя школа» указывает на необходимость качественной подготовки учащихся по следующим направлениям: ориентирование на местности, технические этапы пешеходного туризма, базовые туристские узлы, оказание первой медицинской помощи, организация туристского похода, туристское снаряжение и оборудование.

Высокий уровень востребованности туризма среди школьников диктует необходимость современного учебно-методического обеспечения, предназначенного как для обучающихся, так и для педагогов. Следует отметить, что учителя физического воспитания не всегда обладают достаточным уровнем компетенции для подготовки школьников к участию в походе. Решающая роль в практической подготовке к занятиям туризмом отводится наглядности, детальному, индивидуальному показу приёмов, выполнению специфических физических упражнений. Учитель физической культуры, являясь широкопрофильным специалистом, не всегда может на своём примере в условиях школьного спортзала, стадиона максимально доступно продемонстрировать и добиться от школьников точного выполнения приёмов. Это является одной из причин слабой организации туристской работы, что приводит к снижению интереса к туризму и, даже, травматизации участников походов и турслётов.

Вместе с тем, в настоящее время существует проблема научного обоснования технологии создания и методики применения информационно-технологического обеспечения занятий туризмом.

Результаты педагогического эксперимента по апробации электронного учебно-методического пособия «СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ» указывают на принципиальную возможность применения ЭСО в процессе организации и проведения уроков физической культуры и здоровья, во внеклассной работе. Дидактические свойства ЭСО в условиях практического занятия реализуются за счет обеспечения наглядности разучиваемого учебного материала.

Наиболее существенный результат педагогического эксперимента заключается в том, что нам удалось зафиксировать положительное отношение школьников, их родителей, учителей физической культуры и администрации школ к внедрению компьютерных технологий на занятиях по туризму. Также установлено, что пользовательские функции программной оболочки электронного пособия позволяют успешно его применять на практических занятиях. Получены данные, которые необходимо изучать в рамках дальнейших исследований в области информатизации урока физической культуры.

Вместе с тем, в настоящее время существует проблема научного обоснования технологии создания и методики применения информационно-технологического обеспечения занятий туризмом.

В ходе апробации ЭСО «Спортивно-оздоровительный туризм» выявлена необходимость разработки и совершенствования методического сопровождения обучения спортивно-оздоровительному туризму при помощи данного ЭСО. Предполагается, что внедрение ЭСО «Спортивно-оздоровительный туризм» качественно поднимет уровень преподавания, также позволит повысить качество туристской работы в формате физкультурно-оздоровительных мероприятий, в результате которых повышается уровень физической подготовленности детей, снижается количество простудных и других заболеваний.

Цель инновации внедрить методики обучения видам спорта (баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, аэробика, атлетическая гимнастика, спортивно-оздоровительный туризм), основанные на применении электронных дидактических средств (ЭСО).

Задачи инновационной деятельности:

1) выявить типичные затруднения, с которыми сталкиваются учителя физической культуры, применяющие ЭСО на практических занятиях по туризму;

2) выполнить научное обоснование методики обучения туризму, основанной на применении ЭСО;

3) оценить эффективность образовательного процесса по физической культуре, реализуемого с использованием ЭСО.

Туризм базируется на многих ключевых компетенциях, которыми обучающиеся овладевают в процессе подготовки. Грамотный педагог, специалист играет огромную роль в привитии навыков туристической деятельности. В помощь учителю физической культуры и здоровья приходят прогрессивные технологии. Разработка ЭСО осуществлялась в рамках научно-исследовательских работ, направленных на обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь и в соответствии с протоколом республиканского семинара «Внедрение компьютерных технологий в практику физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений» (3.02.2010, Минск, СШ № 121).

Апробация данного ЭСО производилась в рамках республиканского педагогического эксперимента на базе ГУО «Коптёвская средняя школа» в 2012/2013 учебном году.

По итогам педагогических экспериментов была доказана принципиальная возможность применения средств мультимедийной наглядности на уроках физической культуры и здоровья. Установлено, что внедрение ЭСО позволяет повысить эффективность решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Использование технология компьютерной наглядности предоставляет учителю более широкие возможности в передаче учащимся информации, в мотивации на физическое самовоспитание и формирование здорового образа жизни обучающихся, коррекции их физического развития, является средством массового вовлечения школьников в оздоровительно-туристскую деятельность.

Данное новшество в обучении навыкам туристской деятельности сразу вызвало положительный отклик среди обучающихся и их родителей. Для многих детей туризм стал деятельным увлечением, заполняющим большую часть их досугового времени, способом (формой) активного отдыха, увлекательным занятием, наполненным романтикой необыкновенного образа жизни. А для учителей это способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие.

 

Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели. ЭСО по туризму является специализированным педагогическим программным средством, которое предназначено для обеспечения образовательного процесса по физическому воспитанию учащихся. Преподаватели могут применять настоящее ЭСО как в рамках учебных занятий по физической культуре, так и для обеспечения секционной и факультативной работы. Особая роль ЭСО заключается в обеспечении самостоятельной работы по овладению комплексом знаний и умений. Ожидается, что разработанное ЭСО позволит добиться повышения эффективности образовательного процесса по физическому воспитанию за счет более широкого использования дидактического потенциала современных информационных технологий. Овладение учащимися учебного материала позволит им расширить собственный арсенал физкультурно-оздоровительной деятельности.

Учебный материал, размещенный в ЭСО, может использоваться в следующих формах:

1) подготовка к учебному занятию;

2) обеспечение наглядности на учебном занятии;

3) управляемая самостоятельная работа.

В случае применения ЭСО в качестве инструмента для подготовки к занятию, оно будет выполнять функции мультимедийной энциклопедии. Работа с видео наглядностью необходима для формирования визуальных представлений о технике, стратегии и тактике туризма.

Применение ЭСО в процессе практического овладения двигательными действиями заключается в улучшении процессов обеспечения наглядности.

Область применения ЭСО с точки зрения учителя физической культуры:

1) подготовка к преподаванию вида спорта в различных классах с учетом уровня исходной физической и технической подготовленности школьников.

2) формирование конспекта учебного занятия с визуализированным учебным материалом;

3) обеспечение наглядности учебного материала, изучаемого в ходе занятия;

4) демонстрация техники и тактики туризма с различными уровнями детализации;

5) формирование домашнего задания для учащихся с визуализированными упражнениями;

6) оценка уровня владения учениками техникой туризма на основе сопоставления с эталоном.

В зависимости от формы организации занятия, целей, которые на них преследуются, а также от результатов педагогического контроля учитель может самостоятельно подбирать уровень сложности учебного материала.

Функциональные возможности ЭСО в обеспечении обучения школьников:

1) получение учебной информации в максимально доступной для восприятия форме;

2) полноценное представление о содержании изучаемой двигательной задачи;

3) обеспечение самостоятельной работы;

4) наличие визуальных ориентиров для двигательного самосовершенствования.

Особенности применения ЭСО по спортивно-оздоровительному туризму заключается в следующем:

1) работа с топографическим материалом – в условиях компьютерного класса;

2) обучение туристским узлам – в условиях компьютерного класса производится работа с веревками;

3) наведение этапов пешеходного туризма – в условиях практического занятия на местности с использованием мобильного компьютера (ноутбук, нетбук, планшетный компьютер) и соответствующего снаряжения;

4) прохождение этапов пешеходного туризма – в условиях практического занятия с использованием мобильного компьютера;

5) медицинская подготовка – в условиях компьютерного класса или с использованием проекционной техники производится сначала демонстрация, а затем практическое выполнение медицинских манипуляций;

6) изучение снаряжения и оборудования – в условиях самостоятельной работы;

7) документальное оформление похода – в условиях самостоятельной работы.

 

Критерии и показатели, согласно которым определяется эффективность внедряемой модели.

Критериями эффективности использования ЭСО по спортивно-оздоровительному туризму в условиях сельской школы являются подготовленность учащихся в области туризма и оздоровительный эффект.

Реализация проекта будет осуществляться на базе учащихся 5-6 классов.

 

 Материально-техническая база:

1) туристический инвентарь и снаряжение:

- палатка 3-местная - 5;

- туристическая каска – 6;

- компас – 3;

- одиночный блок-ролик – 2;

- карабин – 35;

- верёвка фаловая 7 мм – 20м;

- спальник – 15;

- верёвка фаловая основная 9 мм – 150м.

- страховочная система – 10 комплектов.

2) компьютерное и проекционное оборудование в спортивном зале:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук.

 

Финансово-экономическое обеспечение:

1)    Стимулирование учителя физической культуры и здоровья, педагога социального за счёт бюджетных средств.

2)    Пополнение материально-технической базы – за счёт внебюджетных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Наши координаты:   231761 Гродненская область, Гродненский район, д. Коптевка, ул. Победы, 58.     E-mail: koptevka@mail.ru